Список форумов Мамочки Саратова
 
Мамочки Саратова
Отзывы о школах, детских садах в Саратове и Энгельсе.
Студии, кружки, секции Саратов, Энгельс.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Аутизм. "Сам, уход в себя"? Или "вне игры&quo

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мамочки Саратова -> Куда пойти учиться -> Особые детки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Виктория Анатольевна
новенькая
новенькая


Зарегистрирован: 03.08.2013
Сообщения: 18
Откуда: Саратов

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 24, 2013 12:36 am    Заголовок сообщения: Аутизм. "Сам, уход в себя"? Или "вне игры&quo Описание: Дети-аутисты. Ответить с цитатой

Размышления

об аутизме.


Этот загадочный диагноз «аутизм». Много написано, много изучено, а к разгадке так и не приблизились. Я не врач, но в силу обстоятельств, как и другие мамы, начала не только искать информацию, благо, ее существует в огромном количестве, но и размышлять над прочитанным, не принимая все на веру априори. И не замыкаясь только на аутизме. И постепенно начали формироваться некоторые личные вопросы и соображения, которые пока не находят своего ответа или подтверждения в профессиональной литературе. Вот этими размышлениями я и хочу поделиться, приглашая к полемике читателей.
Еще раз повторю – я не врач, я филолог по образованию, детский педагог и психолог, ныне работающий с детьми-инвалидами разных диагнозов, мама ребенка-аутиста. Поэтому наверняка мои выводы найдут и сторонников и оппонентов. Буду рада обсуждению, заранее благодаря за участие всех неравнодушных.

Итак: аутизм. Краткий экскурс в историю напоминает, что диагностировать аутизм как отдельную медицинскую проблему начали только во второй половине ХХ века. Стало быть, Пифагор, Микеланджело, Андерсен, Бетховен, Пиросманишвили, Фишер и другие выдающиеся личности цивилизации на протяжении всего ее существования о своей болезни просто не знали. И общество, в котором им выпало жить – тоже. Однако, это реальные люди, оставившие будущему наследство, определяющее развитие человеческой личности. Диагноз «аутизм» был поставлен в их адрес, так сказать, задним числом. Не будем вдаваться в алгоритм распознавания и диагностики в них аутизма, примем как есть. Мы не можем это ни подтвердить, ни опровергнуть, потому как не знакомы с ними лично, а наблюдение является одним из главных условий диагностики. Причем, наблюдение долгосрочное. Поэтому обратимся к сегодня живущим с таким диагнозом.

Сейчас врачи констатируют прогрессивное увеличение количества детей-аутистов. Все эти малыши имеют похожие исходные характеристики по рождению (проблемная беременность мамы, те или иные отклонения в общем функционировании организма, связанные в основном, с работой мозга), и одинаковые особенности развития: не реагируют на звуки при хорошем слухе, не реагируют на маму, папу, игрушки, движения вокруг себя, не смотрят в глаза, не проявляют жизненного активного интереса ни к чему. Равнодушны к цвету, формам, объемам и т.д. Почти не говорят. Создается впечатление, что их сознание находится как-будто в другом измерении. Как инопланетяне.

Наверное, основных отклонений от нормативных параметров специалистам хватило как необходимых и достаточных, чтобы вычленить, обособить и диагностировать подобное поведение как психическую аномалию, как болезнь и назвать ее «аутизм». Главная причина аутизма – специфическая работа головного мозга, не отвечающая по характеру и динамике поведения и развития ребенка среднестатистическим нормативам. Человек-аутист не такой, как все. Мыслит и действует по-другому, по одному ему известному алгоритму и режиму. Понять и «просчитать» его невозможно. А значит, и сосуществовать с ним в обществе очень проблематично. Видимо, именно поэтому при поиске названия для болезни остановились на греческом слове «autos». А вот тут начинаются сюрпризы…

Autos переводится как «сам, уход в себя». Теперь предлагаю немного отвлечься от болезни и поработать со словом. С понятием. С его содержанием. Автомобиль, автоответчик, автоклав, автономный… все эти слова образованы от того же греческого autos и несут основное содержание как «сам», «самоработающий», т.е. не требующий участия извне. Короче, самостоятельный. С этой точки зрения, если брать прямой перевод с греческого, то аутизм – это самостоятельность, самодостаточность. Определение «уход в себя», идущее вторым, тоже провоцирует вопросы: все мы, нормальные, здоровые и больные люди любого возраста имеем такую необходимость в определенных обстоятельствах – уходить в себя, дистантируясь от окружающего мира. По самым разным причинам и на самое разное время. Бывает, и на всю жизнь, но человек не теряет при этом связи с окружающим миром и существует самодостаточно. Так что же, эти люди – аутисты? Или становятся аутистами? Разумеется, нет. В то время как клинический аутист – человек в разной степени несамостоятельный, ему требуется постоянная помощь извне, он из своей «раковинки» практически и не выходит, ему мало- и труднопонятен окружающий мир. Какая уж тут самодостаточность!

Чем больше я исследую понятийное соответствие, тем больше оно, образно выражаясь, расползается по швам.

Но в это же время память услужливо подает мне сигналы о другом слове. На английском языке. И звучит оно как «out» - вне, за пределами. В спорте его трактовка еще более конкретная – вне игры. И ситуация становится более понятной. Если с этой точки зрения перевести понятие «аутизм», то оно будет означать человека «вне игры», за пределами поля. А это действительно так: общество существует в определенном поле с социальными, трудовыми и иными правилами игры. В обществе люди не могут жить каждый по своим законам, это просто невозможно. И именно из этого поля аутист как бы выпадает. И именно в силу уникальных особенностей функционирования мозга. Развитие человека – процесс «в поле игры» прогнозируемый по среднестатистическим данным. На этом строятся все так называемые временные точки динамики: поднял головку, сел. Встал, пошел, начал говорить, научился пользоваться горшком-ложкой-чашкой, одеваться-раздеваться, усвоил цвета-формы-фактуру-размеры, научился работать понятиями и узнавать предметы, связно излагать свои мысли, читать-писать, кататься на велосипеде, пошел в школу, в институт, начал трудовую деятельность…… Все это с медицинской точки зрения определяется как поступательное развитие организма и имеет конкретные временные границы. Исходя из них вычленяются нормы. И эти нормы тоже не в единственном числе. Есть дети-ретарданты, т.е. дети замедленного развития, есть дети-акселераты, т.е ускоренного развития. По отношению к кому? К детям-медиантам, т.е. равномерно развивающимся. С другой стороны, существуют два понятия возраста: календарный, который мы пользуемся по отсчету времени и биологический, который определяется уровнем надежности всех биологических систем организма. И биологический возраст может отставать от календарного на целых 5 лет. Считается ли больным ребенок с замедленными естественными биологическими часами? – Нет. К периоду школьного кризиса 7-8 лет такие дети практически догоняют медиантов, но характеризуются как дети-тугодумы. В то же время у детей-акселератов может как естественно замедляться с течением времени скорость развития, так и сохраняться в юношеском возрасте. Но подходит ли сюда определение «опережающее развитие»? Нет, с моей точки зрения, совершенно не подходит. Да, реально акселерат опережает медиантов, но сам термин «опережающее развитие» относится не к ребенку, а к методикам обучения. Задача здесь какая: достигнуть результатов, превосходящих уровень своего возраста, путем применения определенных методик обучения. И если ребенок эти уровни достигает путем несвойственных возрасту упражнений, независимо от скорости своего естественного развития, то это в будущем чаще приводит к прямо противоположному результату, истощая загодя резервы организма и психики.

Но вернемся к аутистам. При любых обстоятельствах они не могут в развитии двигаться по статистическим нормам. Так работает мозг. Хорошо это или плохо? Действительно, что может быть хорошего, когда человек в 20 лет понимает окружающий мир с невероятным трудом и не говорит. Иногда не может даже обслужить сам себя. Это – инвалид. Он по отношению к социуму находится в глубоком ауте. Но с другой стороны, природа никогда ничего не отбирает, не дав ничего взамен. Образно выражаясь, если перед вами закрылась дверь, можно в случае, именно в случае необходимости, вылезти и в форточку. Т.е. заложены компенсаторные механизмы и возможности. Причем, они настолько естественны для аутиста, что он даже не учится каким-либо навыкам – само собой открывается. И вот здесь необходимо сверхпристальное наблюдение за ребенком – к чему его естественно тянет. К музыке? К краскам? К пантомиме? К головоломкам? К инженерным конструкциям? Что цепляет внимание аутиста по-максимуму? И поступательное развитие его личности выстраивать именно на этой базе наибольшего интереса, наибольшего внутренного, органичного понимания конкретных действий и процессов, предметов, форм и их характеристик. Постепенно именно к этой форме активного действия притягивая обучение социальным и бытовым навыкам.

Часто слышу вопрос: надо ли в принудительном порядке привлекать аутиста к выполнению каких-то действий, или его умнее оставить в покое наедине с самим собой? Это вопрос безумно сложный и индивидуальный, ответ на него зависит от миллиардов сопутствующих явных и скрытых моментов, на большинство из которых мы просто не обращаем внимания, а для ребенка это значимые явления. Привести конкретные примеры, реальные для всех – невозможно. Но индивидуально для каждого их надо искать, классифицировать и грамотно управлять ими. Без перегрузки детской психики.

Можно ли вылечить аутизм? Таблетками собственно вылечить, т.е. перепрограммировать работу мозга с уникальной на стандартную, чтобы был «как все»? Я очень прошу откликнуться тех, у кого это получилось… Но история мировой цивилизации показывает, что максимальное количество гениев, оставивших свое наследие будущим поколениям, были аутисты. Если бы их вылечили, мир не узнал бы сказок Андерсена, музыки Бетховена, полотен Пиросмани… Будучи в определенной степени знакомой с историей мирового искусства, смею предположить, что Миланджело, Куинджи, Паганини, Галилео, Леонардо да Винчи – тоже в разной степени аутисты. А если бы их вылечили? А кто знает, какой гений заложен в сегодняшнем ребенке-аутисте? Это ведь не просто способности, не надо путать. Это – органичное существование в содержании деятельности, мозг продуцирует только определенные посылы, которые реализуются в конкретном виде: математика, зодчество, химия, живопись, медицина, музыка, художественное произведение и т.д. Может быть, есть более глубокий смысл наблюдать за естественным развитием такого ребенка? То, что природой заложено – проявится при любых условиях именно в том возрасте, в котором это должно проявиться и с той силой, которая изначально заложена. Существует много примеров, когда аутист вдруг ни с того ни с сего (а на самом деле – время пришло) начинал совершенно профессионально рисовать, играть на инструменте, сочинять стихи и прозу, решать логические, инженерные, математические задачи и т.д.

Так что лечить? Или от чего лечить? От гениальности? От уникальности?

Аутисты - действительно уникальные дети. И мы в студии в удовольствием работаем с ними. Столько сюрпризов и открытий!

Что знаем - расскажем! Чем сможем - поможем.

_________________
"Мы всегда в ответе за тех, кого приручили"
(Антуан де Сент Экзюпери)
Вернуться к началу

:   Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Елена Пантелеева
новенькая
новенькая


Зарегистрирован: 23.06.2013
Сообщения: 26

СообщениеДобавлено: Вс Апр 13, 2014 4:39 pm    Заголовок сообщения: Описание: Ответить с цитатой

А как называется ваша студия?
Вернуться к началу

:   Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Виктория Анатольевна
новенькая
новенькая


Зарегистрирован: 03.08.2013
Сообщения: 18
Откуда: Саратов

СообщениеДобавлено: Вс Апр 27, 2014 1:47 pm    Заголовок сообщения: Описание: Ответить с цитатой

Здравствуйте, Елена!
Наша студия называется "ЛИК".
Мы находимся на Астраханской, 79
Детско-юношеский центр Фрунзенского района.

Приходите.
Пишите:malenkiprinz@rambler.ru
Звоните: 56-01-25, 89610530132

Летом работаем.

_________________
"Мы всегда в ответе за тех, кого приручили"
(Антуан де Сент Экзюпери)
Вернуться к началу

:   Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
*Мариша*
старый знакомый
старый знакомый


Зарегистрирован: 14.03.2012
Сообщения: 333

СообщениеДобавлено: Чт Июн 19, 2014 10:06 pm    Заголовок сообщения: Описание: Ответить с цитатой

лего
Вернуться к началу

:   Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Мамочки Саратова -> Куда пойти учиться -> Особые детки Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group

File Attachment © by Meik Sievertsen